ПАМЯТКА ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛИРУЮЩИМ ОРГАНОМ |
Прокуратура Амурской области Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Амурской области
ПАМЯТКА ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛИРУЮЩИМ ОРГАНОМ
г. Благовещенск 2017 год
ПАМЯТКА ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛИРУЮЩИМ ОРГАНОМ Любая предпринимательская деятельность подлежит контролю со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Основным нормативным актом, определяющим порядок проведения проверок и меры по защите прав и законных интересов предпринимателей, является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2017). Данным Законом на органы прокуратуры Российской Федерации возложены дополнительные полномочия по обеспечению недопущения правонарушений при осуществлении контрольных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Надеемся, что данное пособие поможет Вам лучше ориентироваться в действующем законодательстве, знать свои права и обязанности, квалифицированно защитить их в случае неправомерного вмешательства в предпринимательскую деятельность должностных лиц органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее – органы контроля, контролирующие органы). /применены сокращения: ЮЛ – юридическое лицо, ИП – индивидуальный предприниматель/ ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Из сферы действия Федерального закона № 294-ФЗ ИСКЛЮЧЕНЫ следующие виды государственного контроля (надзора): контроль за осуществлением иностранных инвестиций; контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; налоговый контроль; таможенный контроль; контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; банковский надзор; страховой надзор; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок; пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль; федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; контроль и надзор за обработкой персональных данных и другие. Также Федеральный закон № 294-ФЗ НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия; осуществлении прокурорского надзора, производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации; расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде. СЛЕДУЕТ РАЗГРАНИЧИТЬ проведение органами контроля проверок и мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. К таковым относятся: 1) плановые осмотры территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ; 2) административные обследования объектов земельных отношений; 3) исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном российским законодательством; 4) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в установленном законом порядке; 5) наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы и размещении информации в Интернете и СМИ; 6) анализ информации о деятельности компаний, обязанность по представлению которой возложена на такие организации; 7) другие виды и формы мероприятий по контролю. Такие мероприятия осуществляются должностными лицами контрольных органов в пределах их компетенции на основании заданий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя. В случае указанных мероприятий контролирующий орган может направить юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ о недопустимости нарушения обязательных требований при следующих условиях: - имеются сведения о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований закона; - отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред либо создало непосредственную угрозу жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - ЮЛ, ИП ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований. Правила составления и направления ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи ЮЛ, ИП возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения утверждены постановлением правительства РФ от 10.02.2017 № 160. В случае же выявления при проведении мероприятий по контролю нарушений обязательных требований должностные лица органов контроля принимают меры по пресечению таких нарушений, а также направляют руководителю органа контроля МОТИВИРОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ в письменной форме с информацией овыявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки. ВИДЫ ПРОВЕРОК:
ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ: Не все обращения теперь могут являться основанием для проверки. При наличии обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления должностное лицо обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, являющихся основанием для проведения внеплановой проверки, уполномоченными должностными лицами контрольного органа может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в т.ч. в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов, имеющихся в распоряжении контрольного органа, и др. Контрольный орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных данным органом в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения. Кроме того, обращения в электронной форме могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя вединой системе идентификации и аутентификации. Процедура регистрации и авторизации заявителей в единой системе осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.06.2011 № 451. При получении подтверждения данных, указанных в заявлениях и обращениях, должностное лицо контрольного органа подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки. СРОКИ ПРОВЕРОК СРОК проведения документарной и (или) выездной проверки не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. Допускается ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ПРОВЕРКИ: в случае необходимости получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки, но не более чем на десять рабочих дней. Повторное приостановление не допускается. Также допускается ПРОДЛЕНИЕ СРОКА выездной проверки: в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа контроля, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
ФОРМЫ ПРОВЕРОК:
КАК ВЕСТИ СЕБЯ, ЕСЛИ К ВАМ ПРИШЕЛ ПРОВЕРЯЮЩИЙ? В первую очередь необходимо знать, что при проведении проверок должностные лица органов контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в Ваше отсутствие или в отсутствие Вашего представителя. ИСКЛЮЧЕНИЕ составляют случаи проведения проверки по основанию причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проверки соблюдения требований земельного законодательства в случаях предпринимателей в Амурской области к участию в проверке. По окончании проверочных мероприятий предприниматель вправе ознакомиться с их результатами и указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ними, а также в течение 15 дней с даты получения акта вправе представить в орган контроля в письменной форме свои возражения, приложив подтверждающие документы. ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕРКЕ: - юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению требований, установленных муниципальными правовыми актами; - предоставить должностным лицам контролирующего органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки; - обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым указанными лицами оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым грузам, а также обеспечить возможность отбора образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды для проведения экспертиз и расследований. ЮЛ и ИП, необоснованно ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений требований, несут административную ответственность, предусмотренную ст.ст. 19.4.1, 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде штрафов до 200 тыс. рублей на юридическое лицо, в случае повторного совершения - дисквалификации. При проведении проверки ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА контролирующих органов НЕ ВПРАВЕ: - проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям проверяющих; - требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования различных объектов, если они не являются объектами (предметом) проверки, а также изымать оригиналы таких документов; - отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов; - осуществлять выдачу ЮЛ, ИП предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
Должностные лица, проводящие проверку, могут быть привлечены к АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ по ст. 19.6.1 КоАП РФ за несоблюдение требований законодательства о государственном надзоре, выразившееся в: проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения; нарушении сроков проведения проверки; отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);непредставлении акта о проведенной проверке; привлечении к проведению мероприятий по надзору не аккредитованных или не аттестованных в установленном порядке граждан или организаций; проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок. КУДА ОБРАТИТЬСЯ, ЕСЛИ ПРИ ПРОВЕРКЕ НАРУШЕН ЗАКОН? Если при проведении проверки должностные лица органа контроля своими действиями (бездействием) нарушают права предпринимателя, Вы вправе их обжаловать и обратиться с соответствующим заявлением: - в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 20 Федерального закона №294-ФЗ к вышестоящему должностному лицу органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля; - в судебном порядке в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ, ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ; - в порядке Закона Амурской области от 15.09.2014 № 399-ОЗ «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Амурской области» к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Амурской области; - в порядке ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органы прокуратуры по месту нахождения органа контроля. В прокуратуре области прием осуществляет начальник отдела по надзору за законностью правовых актов и за соблюдением прав предпринимателей по средам, с 11.00 до 13.00, предварительная запись по телефону 8 (4162) 775-005. Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Амурской области прием осуществляется по адресу: г. Благовещенск, ул. Ленина 135, каб. 112, телефон 8 (4162) 596-123.
Прокуратура Амурской области
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Амурской области |