Главная страница Нормативная база Постановления главы сельсовета ПАМЯТКА ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛИРУЮЩИМ ОРГАНОМ
ПАМЯТКА ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛИРУЮЩИМ ОРГАНОМ PDF Печать E-mail

 

Прокуратура Амурской области

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Амурской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ:

МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛИРУЮЩИМ ОРГАНОМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Благовещенск

2017 год

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ:

МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛИРУЮЩИМ                                ОРГАНОМ

Любая предпринимательская деятельность подлежит контролю со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Основным нормативным актом, определяющим порядок проведения проверок и меры по защите прав и законных интересов предпринимателей, является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2017).

Данным Законом на органы прокуратуры Российской Федерации возложены дополнительные полномочия по обеспечению недопущения правонарушений при осуществлении контрольных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Надеемся, что данное пособие поможет Вам лучше ориентироваться в действующем законодательстве, знать свои права и обязанности, квалифицированно защитить их в случае неправомерного вмешательства в предпринимательскую деятельность должностных лиц органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее – органы контроля, контролирующие органы).

/применены сокращения: ЮЛ – юридическое лицо, ИП – индивидуальный предприниматель/

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

Из сферы действия Федерального закона № 294-ФЗ ИСКЛЮЧЕНЫ следующие виды государственного контроля (надзора):

контроль за осуществлением иностранных инвестиций; контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; налоговый контроль; таможенный контроль; контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; банковский надзор; страховой надзор; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок; пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль; федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; контроль и надзор за обработкой персональных данных и другие.

Также Федеральный закон № 294-ФЗ НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия; осуществлении прокурорского надзора, производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации; расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве

инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде.

СЛЕДУЕТ РАЗГРАНИЧИТЬ проведение органами контроля проверок и мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. К таковым относятся:

1) плановые осмотры территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ;

2) административные обследования объектов земельных отношений;

3) исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном российским законодательством;

4) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в установленном законом порядке;

5) наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы и размещении информации в Интернете и СМИ;

6) анализ информации о деятельности компаний, обязанность по представлению которой возложена на такие организации;

7) другие виды и формы мероприятий по контролю.

Такие мероприятия осуществляются должностными лицами контрольных органов в пределах их компетенции на основании заданий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя.

В случае указанных мероприятий контролирующий орган может направить юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ о недопустимости нарушения обязательных требований при следующих условиях:

- имеются сведения о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований закона;

- отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред либо создало непосредственную угрозу жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- ЮЛ, ИП ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.

Правила составления и направления ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи ЮЛ, ИП возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения утверждены постановлением правительства РФ от 10.02.2017 № 160.

В случае же выявления при проведении мероприятий по контролю нарушений обязательных требований должностные лица органов контроля принимают меры по пресечению таких нарушений, а также направляют руководителю органа контроля МОТИВИРОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ в письменной форме с информацией овыявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки.

ВИДЫ ПРОВЕРОК:

 

ПЛАНОВЫЕ

 

ВНЕПЛАНОВЫЕ

 

 

Осно-

вание,

сроки

Не чаще чем один раз в три года

Иные сроки:

1. Два и более раза в три года – в отношении ЮЛ, ИП, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности

/постановление Правительства РФ от 23.11.2009 № 944/

2. Включение в ежегодный план проведения плановых проверок ЮЛ и ИП в отношении объекта государственного контроля (надзора), отнесенного к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классу опасности, осуществляется при истечении в году проведения плановой проверки установленного положением о виде государственного контроля (надзора) периода времени

/Правила отнесения определены постановлением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1. истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2. поступление в орган контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий;

3. мотивированное представление должностного лица органа контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших обращений и заявлений, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

А-б) возникновение угрозы причинения вреда либо причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам

 

 

 

Правительства РФ от 17.08.2016 № 806/

3.Готовность теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, а также муниципальных образований к отопительному периоду проверяется ежегодно.

МОРАТОРИЙ (запрет на плановые проверки): с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении ЮЛ, ИП, отнесенных в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в зависимости от численности работников, размера дохода к субъектам малого предпринимательства

ИСКЛЮЧЕНИЕ для ЮЛ, ИП осуществляющих виды деятельности в сфере:

- здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

-федерального

культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

/после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности проверяемого лица/

в) нарушение прав потребителей.

При этом, обращение в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (т.е. орган Роспотребнадзора) рассматривается при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

4. Выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом контроля индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки.

/после согласования с органом прокуратуры по

месту осуществления деятельности проверяемого лица/

 

 

 

государственного надзора в области промышленной безопасности и пожарного надзора, гидротехнических сооружений, гос. экологического надзорав отношении лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты, I или II класса опасности; объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории; надзора в области радиационной безопасности; лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и др.

5. Приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

 

Доступ-

ность

 

 

на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет», сайт прокуратуры Амурской области(http://www.prokamur.ru/),сайты органов контроля, Федеральная информационная система «Единый реестр проверок» (proverki.gov.ru)

сайты органов контроля,

Федеральная информационная система «Единый реестр проверок»/постановление ПравительстваРФот 28.04.2015 № 415/

 

Сроки

уведомления

не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения

 

не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения

 

Порядок уведомления

 

Посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя о начале проверки заказным почтовым отправлением с

уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты ЮЛ, ИП, если такой адрес содержится соответственно в ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо ранее был представлен ЮЛ, ИП в орган контроля или иным доступным способом

 

Любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу

электронной почты ЮЛ, ИП, если такой адрес содержится соответственно в ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо ранее был представлен ЮЛ, ИП в орган контроля

/В случае если причинен или причиняется вред - предварительное уведомление о начале проведения проверки не требуется – п. 17 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ/

 

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ: Не все обращения теперь могут являться основанием для проверки.

При наличии обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления должностное лицо обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, являющихся основанием для проведения внеплановой проверки, уполномоченными должностными лицами контрольного органа может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.

В ходе предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в т.ч. в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов, имеющихся в распоряжении контрольного органа, и др.

Контрольный орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных данным органом в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.

Кроме того, обращения в электронной форме могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя вединой системе идентификации и аутентификации. Процедура регистрации и авторизации заявителей в единой системе осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.06.2011 № 451.

При получении подтверждения данных, указанных в заявлениях и обращениях, должностное лицо контрольного органа подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки.

СРОКИ ПРОВЕРОК

СРОК проведения документарной и (или) выездной проверки не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Допускается ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ПРОВЕРКИ: в случае необходимости получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки, но не более чем на десять рабочих дней. Повторное приостановление не допускается.

Также допускается ПРОДЛЕНИЕ СРОКА выездной проверки: в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа контроля, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

 

ФОРМЫ ПРОВЕРОК:

 

ДОКУМЕНТАРНАЯ

ВЫЕЗДНАЯ

Предмет проверки

сведения, содержащиеся в документах ЮЛ, ИП, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности,

содержащиеся в документах ЮЛ, ИП сведения, а

 

документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля

также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ЮЛ, ИП товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Место проведения

 

по месту нахождения органа государственного

по месту нахождения ЮЛ, месту осуществления деятельности

Особен-ности проведения

 

Не допускается требовать НОТАРИАЛЬНОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ КОПИЙ документов, представляемых в орган контроля, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В случае, если после проведения документарной проверки проводится выездная проверка: запрещается требовать от ЮЛ, ИП представления документов и (или) информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки

В случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки ОКАЗАЛОСЬ НЕВОЗМОЖНЫМ в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица ЮЛ, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности ЮЛ, ИП, либо в связи с иными действиями (бездействием) предпринимателя, юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа контроля на основании АКТА О НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких лиц выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления ЮЛ, ИП

 

 

КАК ВЕСТИ СЕБЯ, ЕСЛИ К ВАМ ПРИШЕЛ ПРОВЕРЯЮЩИЙ?

В первую очередь необходимо знать, что при проведении проверок должностные лица органов контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в Ваше отсутствие или в отсутствие Вашего представителя.

ИСКЛЮЧЕНИЕ составляют случаи проведения проверки по основанию причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проверки соблюдения требований земельного законодательства в случаях

предпринимателей в Амурской области к участию в проверке.

По окончании проверочных мероприятий предприниматель вправе ознакомиться с их результатами и указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ними, а также в течение 15 дней с даты получения акта вправе представить в орган контроля в письменной форме свои возражения, приложив подтверждающие документы.

ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕРКЕ:

- юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению требований, установленных муниципальными правовыми актами;

- предоставить должностным лицам контролирующего органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;

- обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым указанными лицами оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым грузам, а также обеспечить возможность отбора образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды для проведения экспертиз и расследований.

ЮЛ и ИП, необоснованно ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений требований, несут административную ответственность, предусмотренную ст.ст. 19.4.1, 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде штрафов до 200 тыс. рублей на юридическое лицо, в случае повторного совершения - дисквалификации.

При проведении проверки ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА контролирующих органов НЕ ВПРАВЕ:

- проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям проверяющих;

- требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования различных объектов, если они не являются объектами (предметом) проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

- отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов;

- осуществлять выдачу ЮЛ, ИП предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

 

 

Должностные лица, проводящие проверку, могут быть привлечены к АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ по ст. 19.6.1 КоАП РФ за несоблюдение требований законодательства о государственном надзоре, выразившееся в: проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения; нарушении сроков проведения проверки; отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);непредставлении акта о проведенной проверке; привлечении к проведению мероприятий по надзору не аккредитованных или не аттестованных в установленном порядке граждан или организаций; проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

КУДА ОБРАТИТЬСЯ, ЕСЛИ ПРИ ПРОВЕРКЕ НАРУШЕН ЗАКОН?

Если при проведении проверки должностные лица органа контроля своими действиями (бездействием) нарушают права предпринимателя, Вы вправе их обжаловать и обратиться с соответствующим заявлением:

- в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 20 Федерального закона №294-ФЗ к вышестоящему должностному лицу органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

- в судебном порядке в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ, ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ;

- в порядке Закона Амурской области от 15.09.2014 № 399-ОЗ «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Амурской области» к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Амурской области;

- в порядке ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органы прокуратуры по месту нахождения органа контроля.

В прокуратуре области прием осуществляет начальник отдела по надзору за законностью правовых актов и за соблюдением прав предпринимателей по средам, с 11.00 до 13.00, предварительная запись по телефону 8 (4162) 775-005.

Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Амурской области прием осуществляется по адресу: г. Благовещенск, ул. Ленина 135, каб. 112,

телефон 8 (4162) 596-123.

 

 

Прокуратура Амурской области

 

Уполномоченный по защите прав

предпринимателей в Амурской области

 
© 2024 Администрация Ушаковского сельсовета Шимановского района. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.